Как всё просто и понятно написано! Очень не хватает такого анализа, объяснения. Самому понять эти истины очень трудно. А так, хоть понимаешь, что к чему. ЕСЛИ ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО И С ДОВЕРИЕМ...
ДУША ПОЭТА
Многим кажется, что Пушкину слишком хорошо жилось: попишет стихи, сбегает в ресторан, посудачит с друзьями, поухаживает за дамами. Все его чувства, поступки эти люди воспринимают бытово, как поступки своих соседей. В общем, привольная жизнь была у поэта!
За последние 200 лет практически все стали грамотными, но это не значит, что намного больше людей научились грамотно вдумчиво читать. Не каждому так уж необходимы литература, музыка, живопись, театр. И это не беда. Беда, что, не имея необходимых знаний и не желая их получать, многие уверены в своей правоте давать оценку художнику, жизнь и творчество которого они и осознать не способны.
И так было всегда. Так было и при жизни Пушкина. Его знали, с ним общались, читали только что вышедшие его произведения. А осознать, с кем общаются, что читают – развитие и что-то в характере не позволяло. Он же вот, рядом. Он же, как все. Что в нём великого? В нём не видели даже достойного жениха: ни имений, ни домов в столицах, ни службы достойной, с властью какие-то нелады. Не доверяли ни его уму, ни его развитию, ни его таланту: из таланта шубу не сошьёшь. И так воспринимали его не только обыватели, которые и могли только подчиняться общественному мнению.
А Пушкин ни к кому не предъявлял претензий, хоть всех насквозь видел. Но на хамство литераторов и журналистов отвечал эпиграммами, иногда довольно жестокими: не позволял им над собой издеваться. Сам-то обижался, конечно, хоть и быстро отходил – но только на самых близких, дорогих, на тех, кому он доверял безусловно, и при этом не дулся, а пытался им объяснить, что происходило на самом деле. Но как же редко видел он понимание и искреннее сочувствие даже от близких друзей! Не очень берегли его, как будто это бесчувственный чурбан или могучий характер, который всё выдержит! А он просто был совсем не таким, как они, честнее и тоньше воспринимал жизнь.
И однажды случилось чудо.
Накануне свадьбы Пушкин получил от анонима стихотворение к этому дню, в котором тот описывал, как музы обеспокоены тем, что поэт собирается жениться. Но автор их успокаивает:
Уймите дух ваш сокрушенный,
О музы! Друг ваш вожделенный
Небесным пламенем горит.
Источник новых откровений
Залогом будет вдохновений –
И снова гений воспарит!
Автором этих стихов был учёный-египтолог И.А. Гульянов. Он Пушкина лично не знал, но очень любил и ценил всё, написанное поэтом и искренне хотел выразить ему своё восхищение. И даже не подписал своё послание!
Для Пушкина это было очень непростое время, его и близкие друзья не очень понимали. И как же нужна ему была поддержка! Как он был ей благодарен! Он написал ответ, который был напечатан в альманахе Дельвига "Северные цветы":
ОТВЕТ АНОНИМУ
О, кто бы ни был ты, чье ласковое пенье
Приветствует мое к блаженству возрожденье,
Чья скрытая рука мне крепко руку жмёт,
Указывает путь и посох подаёт;
О, кто бы ни был ты: старик ли вдохновенный,
Иль юности моей товарищ отдаленный,
Иль отрок, музами таинственно храним,
Иль пола кроткого стыдливый херувим, —
Благодарю тебя душою умиленной.
Вниманья слабого предмет уединенный,
К доброжелательству досель я не привык —
И странен мне его приветливый язык.
Смешон, участия кто требует у света!
Холодная толпа взирает на поэта,
Как на заезжего фигляра: если он
Глубоко выразит сердечный, тяжкий стон,
И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой, —
Она в ладони бьёт и хвалит, иль порой
Неблагосклонною кивает головой.
Постигнет ли певца внезапное волненье,
Утрата скорбная, изгнанье, заточенье, —
"Тем лучше,— говорят любители искусств, —
Тем лучше! наберет он новых дум и чувств
И нам их передаст". Но счастие поэта
Меж ими не найдет сердечного привета,
Когда боязненно безмолвствует оно...
Сколько боли в этом ответе незнакомому человеку! Какое видно одиночество в этих стихах! Поэт для публики – фигляр! Публика не принимает искренности, ей смешны высказанные чувства. Поэт для них – человек, который должен доставлять им удовольствие, развлекать. Шут, фигляр... Поэт "к доброжелательству" не привык. Конечно, в тех "краях" редко женились и замуж выходили по любви. А Пушкин и вообще казался приятелям нелепым: как издевалась над ним, как унижала, изводила его будущая тёща! И в конце концов, чтобы свадьба всё же состоялась, он на свои деньги сделал приданое невесте! В общем, человек, не имеющий ни имений, ни званий, женится на бесприданнице! Смешно же...
Это чувство одиночества, невнимания и непонимания, чувство человека, лишённого своей среды, преследует поэта практически всю жизнь. Но он никого не винит, не обижается ни на кого. Он живёт. Хоть для него такое положение – очень непростое положение. Художник всё же не может не чувствовать себя частью общества, и свои произведения он создаёт для общества, и он знает, насколько хорошо то, что предлагает он обществу, насколько это должно быть необходимо. Но он не слышит, не видит отклика, реакции на его создания. Он как эхо, которое откликается на всех, но само отклика ни от кого не находит.
ЭХО
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Но понятно же, что не из-за тщеславия поэт остаётся верен себе. И не для каких-то благ. Поэзия, когда она искренняя, когда она выражает суть поэта, душу его, не может пользоваться успехом у толпы: ей чужды такие чувства. Другое дело, когда поэт обижен на судьбу, постоянно плачется. Это читатели любят, в этом они видят, что всё это просто про них...
Что же получает поэт за своё творчество?
(Продолжение следует)